Костромская область

О проекте «Профессиональное самоопределение молодежи на занятость в промышленности» в Костромской области

В июле 2016 года губернатор Костромской области, анонсируя разработку новой Стратегии молодежной политики области, отметил: «Молодежь должна иметь возможность реализовать себя на родной земле». Значительную роль в решении этой задачи призваны сыграть программы профориентации молодежи, адекватно отражающие текущий и перспективный спрос на профессии. Причем миссия профориентации особая: мало того, чтобы та или иная профессия была востребована, она должна ещё захватить воображение молодого человека, он должен ассоциировать с ней свои жизненные перспективы, свой успех; увидеть и полюбить в ней себя. Как воплотить в жизнь эту идею? В идеале ответ на этот вопрос должны дать концепция и программы профориентации молодежи Костромской области.

В сентябре в Костроме стартовал межрегиональный проект «Профориентация молодежи на занятость в промышленности». Проект реализуется на средства президентского гранта, предоставленного Российским союзом молодежи. Исполнителем по гранту является Автономная некоммерческая организация «Центр мониторинга развития промышленности». Задачей проекта является отбор и тиражирование лучших практик, разработка инновационных подходов к профориентации. Экспертная сессия прошла 28 сентября 2016 года в Костромском торгово-экономическом колледже, имеющем статус опорного центра содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций. Участники сессии обсудили результаты экспресс — исследования восприятия и оценки молодежью профориентационных мероприятий, которое было проведено в двух колледжах со студентами первого курса, наметили направления работы.

В результате эксперты пришли к следующим выводам:

  • системная работа в регионе не ведется, несмотря на наличие госпрограммы и концепции, нет внятного заказа на профессии от департамента экономики, отраслевых подразделений, иных департаментов. В целом системность подменена ведомственным подходом и неинтегрированными в стратегию отдельными общественными инициативами.

  • также отмечается минимальное взаимодействие с работодателями и слабая вовлеченность родителей в профориентационные мероприятия.

  • локально в регионе реализуются и внедряются интересные практики (модели) профориентационной работы. Например, в рамках проведения колледжами дней открытых дверей (фокус-группы подтверждают эффективность этих мероприятий). Но фактически в такого рода мероприятиях профориентационная работа смешивается с образовательным маркетингом, с рекламой конкретного колледжа. Особо отмечена разрабатываемая «Костромским лесомеханическим колледжем» программа индивидуальной адаптации детей и молодежи к профессии (начиная с младшего школьного и дошкольного возраста). Вместе с тем эффективность значительного числа профориентационнных мероприятий, на которые с гордостью указывают эксперты (например, фестивали профессий, конкурсы и пр.), не подтверждается молодежью. При этом большинство экспертов осознаёт данный факт, но избегает обсуждать эту тему.

  • дефицит современных методик и моделей, которые были бы релевантны запросам и ментальности молодежи.

Стоит отметить, что эксперты были не в состоянии оценить релевантность применяемых профориентационных практик запросам и менталитету молодежи, руководствовались в своих оценках скорее «чувствами», чем знанием, пониманием. Также эксперты, соответственно, не могли сформулировать внятных требований к практикам профориентации с точки зрения их релевантности. С методологической точки зрения основная проблема подходов к профориентации состоит в том, что профессиональное самоопределение рассматривается большинством экспертов как «одномоментный акт», происходящий на выходе из школы и связанный с выбором места обучения или работы. Соответственно и профориентационные мероприятия выстраиваются вокруг этого события. Мысль, что профессиональное самоопределение — это процесс, начинающийся в детстве, включающий выбор не только места получения профессионального образования, но и, впоследствии, специализацию, выбор места работы, и завершающийся иной раз и в 30 и в 40 лет, воспринимается часто как «неожиданная». По итогам сессии была сформирована костромская инициативная группа, которая в сотрудничестве с межрегиональным проектом «Профориентация молодежи на занятость в промышленности» будет нарабатывать предложения в новую концепцию и программу профориентационной деятельности Костромской области.

А.Я. Большунов, куратор проекта по Костромской области.

Просмотреть остальные подробные отчеты, а так же актуальные новости о лучших практиках можно на сайте профпром.рф.

профпром.рф