Стандарт наставничества

Поможет отечественным предприятиям внедрить или усовершенствовать систему наставничества на местах, экономя при этом затраты на разработку и способствуя повышению эффективности труда через отлаженные и хорошо работающие механизмы

Цели

Целью самого наставничества является упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника задачи в рамках функционала занимаемой должности. Также наставничество помогает более оперативно осуществлять адаптацию к корпоративной культуре, усвоению традиций и правил поведения в конкретном подразделении и на предприятии в целом.

Наставничество способствует:

Повышению качества подготовки и квалификации сотрудников
Упорядочиванию процесса развития профессиональных компетенций
Повышению производительности труда
Развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника трудовые функции
Возможности достижения оптимальных рабочих показателей
Мотивации и осознанию собственной значимости наставников на предприятии
Снижению текучести кадров
Минимизации периода адаптации сотрудников к корпоративной культуре, усвоению традиций и правил поведения на предприятии

Виды наставничества на предприятии

Наставничество-супервизия

Опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.

Для многих организаций такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области цифровых технологий и интернет-коммуникаций, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями.

Кому подходит

  • Стажерам-практикантам;
  • Молодым сотрудникам без опыта работы;
  • Школьникам.

Длительность

От 3 до 12 месяцев

Формальное наставничество

Наставническая деятельность заключается в объяснении целей работы и обучении на специально организованных тренингах или площадках, где у учеников есть возможность на наглядном примере увидеть, как выстроен и работает тот или иной процесс на предприятии.

Кому подходит

  • Новым сотрудникам с опытом работы на других предприятиях;
  • Сотрудникам, кому необходимо освоить новый участок работы.

Длительность

От 2 недель до 6 месяцев

Ситуационное наставничество

Предоставление необходимой помощи в сложных производственных или управленческих ситуациях. Данный тип наставничества подразумевает, что ученик может в любой момент обратиться за помощью с вопросом или сложной ситуацией и быть уверенным, что наставник его выслушает и подскажет правильное решение, исходя из своего опыта и корпоративной культуры предприятия.

Кому подходит

Сотрудникам, кому необходимо «подтянуть» свои производственные показатели

Длительность

От 2 недель до 3 месяцев

Неформальное наставничество

Наставник помогает разобраться и быстрее начать ориентироваться в корпоративных ценностях и принятых нормах предприятия, знакомит с коллегами из подразделения и смежных отделов. Данный тип наставничества особо важен для представителей молодого поколения, которым важно чувствовать свою значимость и возможность быть услышанными.

Кому подходит

  • Новым сотрудникам с опытом работы на других предприятиях;
  • Молодым сотрудникам без опыта работы;
  • Сотрудникам, кому необходимо освоить новый участок работы.

Длительность

От 2 недель до 3 месяцев

Менторинг

Метод передачи знаний и управленческого (лидерского) опыта. Менторская деятельность подразумевает помощь в карьерном, социальном и ценностном развитии ученика, которую он получает исходя из зрелости и опыта своего ментора (наставника).

Кому подходит

  • Молодым руководителям;
  • Сотрудникам, входящим в кадровый резерв предприятия.

Длительность

От 12 до 36 месяцев

Реверсивное настаничество

Опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Для многих организаций такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области цифровых технологий и интернет-коммуникаций, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями.

Кому подходит

Сотрудникам серебряного возраста

Длительность

От 1 до 6 месяцев

Этапы организации наставничества

Планирование и внедрение

Определение должностных позиций, подлежащих наставничеству, перечень профессиональных и корпоративных комптенций для этих должностей.

Выпуск распорядительного и методического документа, описывающего и регламентирующего порядок наставничества на предприятии

Ответственный

  • Работник СУП - подготовка;
  • Руководитель предприятия - согласование.

Частота выполнения

При запуске наставничества на предприятии.

Отбор наставников

Оценка персонала со стажем работы на предприятии от 2х лет, высокими показателями эффективности деятельности, положительной оценкой руководителя и коллег.

Ответственный

  • Работник СУП - подготовка;
  • Руководитель предприятия - согласование.

Частота выполнения

  • При запуске наставничества на предприятии;
  • По мере появления новых наставников.

Подготовка наставников

Проводится специальное обучение в очном или дистанционном формате, рекомендуется общение с руководством предприятия для подчеркивания значимости роли наставников в организации.

Ответственный

Работник СУП.

Частота выполнения

  • При запуске наставничества на предприятии;
  • По мере появления новых наставников.

Обучение

Передача знаний, умений и навыков своему ученику.

Ответственный

  • Наставник;
  • Ученик.

Частота выполнения

По мере формирования пары наставник - ученик.

Оценка результата

Подводятся итоги как профессионального уровня ученика, так и его лояльности к истории, нормам и корпоративным ценностям предприятия.

Ответственный

  • Наставник;
  • Непосредственный руководитель ученика;
  • Работник СУП.

Частота выполнения

По завершении испытательного периода, стажировки, программы наставничества для работающей категории учеников.

Стандарт наставничества

Материалы, собранные в данном стандарте, могут быть использованы в полном или частичном объемах для организаций разного типа деятельности и численности сотрудников:

  • основные понятия и определения;
  • виды наставничества на предприятии;
  • процесс организации наставничества на предприятии;
  • взаимодействие наставника и ученика;
  • варианты мотивации наставников на предприятии;
  • приложения.

Лучшие практики

Вы сможете изучить лучшие практики организации наставничества на предприятиях разных типов:

  • АНО «Корпоративная Академия Росатома»;
  • ОАО «РЖД»;
  • «НПО Энергомаш»;
  • Страховой дом «ВСК»;
  • Холдинг «Росгеология»;
  • ОАО «Московская объединенная электросетевая компания».