Публикация в газете "Ведомости"

12 апр. 2017

Около 2,7 млн россиян получают сейчас среднее проф­образование, и только пя­тая часть из них – квалифицированные рабочие. Но между навыками выпускников колледжей и реальными потребностями работодателей колоссальный разрыв, говорит Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты. На недавнем заседании комитета палаты по образованию он раскритиковал столичные колледжи: по его словам, их учебные программы не адекватны кадровым запросам города – и по количеству выпускаемых специалистов, и по качеству образования.

Сколько и каких специалистов обучать по программам среднего профессионального образования, государство планирует, анализируя рынок труда, нужды реального сектора экономики, возможности образовательных учреждений, спрос на их услуги, поясняет представитель Минобрнауки. Однако рабочих все равно не хватает. На дефицит квалифицированных кадров компании жалуются чаще, чем на коррупцию, знает экономист Евгений Гонтмахер. 32% руководителей предприятий считают, что выпускники получают очень низкую квалификацию, говорится в исследовании Центра мониторинга развития промышленности (ЦМРП), который провел опрос на 700 предприятиях России. Выпускники бывают сильны в теории, но у них нет практических навыков, особенно опыта работы с новыми технологиями, – в этом убеждены 42%.

Причина провала профобразования в России – вузоцентризм: государство поддерживает среднюю школу и высшее образование, а техникумы передало на откуп регионам, и это плохо – у регионов нет денег, говорит Гонтмахер. Родители молодых людей поддерживают этот перекос, уточняет он: человек без диплома вуза в России считается лузером – мало кто мечтает отдать сына во фрезеровщики или сантехники.

Колледж на связи

27 марта Центр мониторинга развития промышленности запустил вместе с порталом Superjob сайт «Профстажировка.рф». Его цель – наладить связь между студентами и работодателями. На нем уже появилось более 300 вакансий для стажеров от 170 работодателей, услуга для них бесплатна, рассказывает Илья Семин, директор центра. Например, с помощью сайта компания из Северодвинска «Нерей», занимающаяся водолазными работами, нашла гидротехника из соседнего города Архангельска. Закрыть эту вакансию компания не могла несколько месяцев.

Самые востребованные рабочие профессии на Казанском электромеханическом заводе – операторы и наладчики станков с программным управлением, замечает Наталья Чадаева, директор учебного центра завода. Если сотрудник совмещает обе профессии, он может зарабатывать 80 000 руб. Это больше, чем зарабатывают многие инженеры. Легче выучить сотрудника под себя: у выпускников нет практического опыта – небольшой модуль по рабочим специальностям входит в программу техникумов, а ПТУ больше нет, поясняет Чадаева. Сейчас обучение на операторов и наладчиков станков в учебном центре завода проходит 21 человек, среди них есть юристы, обвальщики мяса, военные. Здесь используют дуальную систему обучения: с первых дней ученики трудятся в цехах. В год учебный центр выпускает 100 рабочих, обучение каждого обходится компании в 50 000 руб.

Компания «Евродон», крупнейший производитель индейки и утки, сотрудничает с колледжами – принимает ребят на практику и назначает лучшим из них стипендию, рассказывает гендиректор Вадим Ванеев. Но все равно потом приходится обучать выпускников практически с нуля. Готовых специалистов, например птичниц или сортировщиков родительского стада, в России просто нет. Для специалистов с высшим образованием в 2014 г. «Евродон» организовал кафедру индейководства в ДонГАУ. Теперь задумались о создании площадок и факультетов в колледжах, говорит Ванеев.

По мнению Минобрнауки, чтобы удовлетворить потребность в кадрах, работодателям стоит активнее использовать механизм целевого обучения, когда работодатели договариваются с колледжами об обучении студента по конкретной программе.

Внедриться в колледж

Только 11% работодателей в России готовы помогать колледжам материально, согласно опросу ЦМРП. Как правило, это крупнейшие госкомпании, у которых есть еще и административный ресурс.

У Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 14 подшефных колледжей и лицеев. Корпорация выделяет им помещения, оборудованные станками – такими же, что стоят в цехах, говорит директор по персоналу Любава Шепелева. Например, компания «Сухой» создала точную копию производства для студентов Новосибирского авиалицея, которые учатся на фрезеровщиков и токарей. На площадке та же самая инфраструктура, станки, технические задания и даже мастера – сотрудники предприятия. Завод предоставляет расходные материалы – например, металл той же марки, что используется на заводе, уточняет Шепелева. Все, что выпускнику придется выучить на новом рабочем месте, – имя начальника участка, уточняет она.

В последние три года ОАК вместе с государством инвестировала более 50 млн руб. в оборудование и методики преподавания техникумов и лицеев. Но иногда корпорации приходится обучать новичков на рабочем месте, уточняет Шепелева. В Ульяновске на заводе «Аэрокомпозит» прямо на предприятии поставщики оборудования и наставники обучали молодых рабочих-операторов обслуживать станки с числовым программным управлением, которые обрабатывают необычный для промышленности композитный материал (его используют при производстве нового самолета МС-21).

Встречный поток

Работодатели в России не доверяют системе профтехобразования, ведь зачастую она становится прибежищем для неблагополучной молодежи, говорит Гонтмахер. Колледжи сами должны активнее вовлекать работодателей в процесс подготовки студентов, заинтересовывать их талантами, считает Наталья Китаева, директор Ульяновского авиастроительного колледжа. Например, Китаева сама обратилась к владельцу небольшого автосервиса в Ульяновске, чтобы устроить на практику лучшего студента – он обучается на мастера по кузовному ремонту автомобилей. Предприниматель идею горячо поддержал, и студент с осени с проходит практику: он поладил с работодателем и после выпуска планирует остаться работать в автосервисе. Осенью 2016 г. колледж вместо обычного экзамена организовал демонстрационный – студенты выполняли практические задания: автомеханики ремонтировали двигатели, сборщики-клепальщики собирали детали самолета по чертежам и проводили клепку. На экзамен пригласили работодателей, чтобы они присмотрелись к студентам. В деле им легче оценить квалификацию студента: например, представители завода «Авиастар» удивились качеству клепки – на заводе студентов к этой операции просто не допускают, – таковы требования безопасности сборки самолетов, говорит Китаева.

Государство должно создать условия, чтобы бизнес активнее занялся подготовкой рабочих: ввести налоговые льготы, предоставлять помещения для производственной практики, считает Гонтмахер. Можно пойти и на радикальные меры – закрыть треть вузов, которые не нужны стране, что может дать дополнительный стимул для развития профобразования, добавляет экономист. По данным Высшей школы экономики, в России выпускников вузов на 33% больше, чем нужно экономике.

Ссылка на публикацию - https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/04/06/684401-defitsit-kadrov