ОНФ выяснил, какие мероприятия по профориентации чаще выбирают руководители компаний

22 авг. 2018

Презентация

Эксперты проекта ОНФ «Профстажировки» провели в июле опрос среди руководителей российских предприятий на тему «Профориентация школьников на занятость в промышленности: вовлеченность работодателей». Выяснилось, что профориентационные мероприятия в основном направлены на школьников старших классов, а чаще всего проводятся экскурсии на предприятия.

В опросе приняли участие руководители 200 российских организаций из 53 регионов. По данным Народного фронта, профориентацией занимаются 77% предприятий, еще 17% планируют проводить ее в будущем. При этом 81% профориентационных мероприятий рассчитаны на школьников старших классов (10-11 классы), а 14% – на учеников основных классов (5-9 классы).

«Таким образом, мы видим, что предприятия нацелены на краткосрочную перспективу – подготовку школьников и отбор выпускников в учреждениях высшего профессионального образования (53,1% опрошенных) и среднего профессионального образования (30,9%). Между тем около четверти организаций проводит профориентацию более десяти лет, чуть больше – не менее пяти лет, 20% опрошенных освоили это направление в последние два года и только 11% – в 2017-2018 гг.», – прокомментировал координатор проекта ОНФ «Профстажировки», член Общественной палаты РФ Илья Семин.

Эксперты ОНФ отметили, что самые популярные формы профориентации – это экскурсии на предприятия: их упомянули более 80% респондентов. На втором месте – дни открытых дверей (37%), на третьем – целевой набор в образовательные организации (36%).

Как отмечает Илья Семин, такое распределение показывает, насколько профориентационные мероприятия по мнению руководства предприятий эффективны. Например, экскурсии получили максимальную оценку у 70% руководителей предприятий. Более того, это единственный из инструментов профориентации, который проводится регулярно: 17% респондентов рассказали, что организуют их ежемесячно, 41% – не менее 2-3 раз в год. Среди остальных видов профориентации можно выделить дни открытых дверей (27% проводят 2-3 раза в год), презентации в школах (16%), встречи с родителями (14%). Остальные виды мероприятий проводятся в подавляющем большинстве предприятий на нерегулярной основе.

Опрос показал, что 59% организаций работают со школами из одного муниципалитета, 28% – с общеобразовательными организациями из разных муниципалитетов, а 8% расширили зону сотрудничества на соседние регионы. При этом большинство предприятий (60%) предпочитает взаимодействовать сразу с несколькими школами – от 2 и до 10, 20% организаций – только с одной и столько же – более чем с десятью.

Анализируя результаты опроса, генеральный директор Пермского центра профориентации и сертификации кадров Николай Захаров отметил необходимость подготовки отдельных специалистов в области профориентации и развития государственной системы профориентации на основе государственно-частного-общественного партнерства.

Координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в Ярославской области Сергей Павлов предлагает организовывать в школах профильные классы – машиностроительные, авиационные, фармацевтические и т.п. – с целью активизации работы с предприятиями. Также, по его словам, целесообразно рассмотреть возможность создания профориентационных летних лагерей на базе профессиональных образовательных организаций.

«В рамках проекта ОНФ «Профстажировки» в российских регионах регулярно проводятся мероприятия по профориентации школьников на работу в промышленности. При этом большинству предприятий требуется информационная и организационная поддержка в проведении такой работы (43% и 37% опрошенных соответственно), в том числе со стороны государственных органов исполнительной власти, органов муниципального самоуправления, образовательных организаций и СМИ», – подытожил координатор проекта ОНФ «Профстажировки» Илья Семин.

Более подробные отчеты о профориентационных мероприятиях можно прочитать на сайтах cmrp.ru и onf.ru (в новостях проекта «Профстажировки»).

Напомним, что проект ОНФ «Профстажировки» стартовал в марте 2017 г. Он помогает студентам и выпускникам образовательных организаций подобрать компанию для прохождения стажировки или практики в любом регионе России. Проект является частью открытой платформы «Россия – страна возможностей», реализация которой началась с указания президента России и лидера ОНФ Владимира Путина наладить работу социальных лифтов. Подать заявку на участие в проекте можно на сайте профстажировки.рф.