Вологодская область

О проекте «Профессиональное самоопределение молодежи на занятость в промышленности» в Вологодской области.В Вологодской области дан старт проекту «Профориентация молодежи на занятость в промышленности».

В Вологодской области дан старт проекту «Профориентация молодежи на занятость в промышленности». В рамках первого этапа состоялась серия экспертных интервью, в которой приняли участие представители школ, колледжей, ВУЗов, администрации Вологодского района. Также были проведены фокус-группы, направленные на работу непосредственно с учащимися общеобразовательных и средне-специальных учебных учреждений для выявления значимых факторов, влияющих на выбор профессии. Завершающим событием стало проведение экспертной сессии в ВГМХА имени Н.В. Верещагина. В общей сложности в мероприятиях в рамках проекта приняли участие более 50 человек.

Главным результатом проделанной работы стало выделение наиболее интересных и современных форм профориентации в области. В связи с этим хочется особо отметить специалистов ВГМХА, которые в своей работе делают упор на эмоциональный контакт со школьниками и с самого начала стараются вовлечь и заинтересовать будущих абитуриентов, что способствует формированию внутренней мотивации. Неформальное общение и привлечение студентов к профориентации обращают на себя внимания школьников их разных регионов. Также в Вологодских профориентационных практиках большую роль играет интерактивный компонент: детям не только рассказывают о профессиях, но и показывают их посредством экскурсий на предприятия и колледжи, а также дают попробовать себя в контексте различных мастер-классов и уроков раннего профессионального обучения.

В то же время общение с представителями разных уровней организации профориентационной работы (от школ, колледжей и ВУЗов, непосредственно работающих со школьниками, до администрации, отвечающей за составление и рассылку официальной стратегии, и Института развития образования, практически реализующего разработку плана и его выполнение) выявило основные трудности и слабые места указанных практик. Помимо декларируемой нехватки финансовых и человеческих ресурсов, нами было отмечено отсутствие согласованности между действиями участников. Так, школы и колледжи вынуждены самостоятельно искать партнеров для сотрудничества, ВУЗы конкурируют между собой, отказываясь сотрудничать. Получается классическая ситуация «лебедь, рак и щука», которая, однако, не способствует, а, наоборот, мешает основной цели региональной профориентации как ее обозначали эксперты: помощь в осознанном выборе школьниками будущей профессии. В результате мы видим как локальные цели привлечения студентов в определенное учебное заведение делают фактически невозможным осуществление метацели всей стратегии и снижают эффективность работы в целом.

Мы также обратили внимание на данные фокус-групп, проведенных с учащимися школы и колледжа, которые красноречиво отражают степень эффективности профориентационной работы. Школьники, второй год участвующие в программе профессиональных проб, одной из главных форм работы, по мнению экспертов, поставили профориентацию на 6 место из 8 по значимости той роли, которую она играет в выборе профессии. В колледже результат чуть выше, однако под профориентацией многие студенты понимают рекламу колледжа в их прошлой школе. Подобные результаты дают понять, что обращение с профориентацией как с маркетингом, конкуренция и отсутсвие координации между участниками сказываются на эффективности. С другой стороны, мы не утверждаем, что это единственная и главная причина неуспеха, ведь многие респонденты отмечали банальную скуку и «неответчивость» тех инструментов, с помощью которых их профориентировали. Новая молодежь, таким образом, требует новых способов работы, однако специалисты зачастую понимают это чересчур упрощенно, и, услышав о клиповом мышлении, просто добавляют в свою работу интерактив. Тем не менее, изменения в окружающим мире и самих подростках глубже и серьезнее, поэтому для создания рабочих практик мы должны в первую очередь обратить внимание на главных ее субъектов - учащихся, узнать и понять их. Интерес к такой постановке вопроса проявили в ВГМХА, согласившись предоставить площадку для исследований в области самосознания новой молодежи.

Еще одним важным вопросом стало для нас участие в профориентации родителей. Здесь и респонденты, и эксперты единогласно сошлись во мнении: решающую роль в выборе профессии играет семья. Можно подумать, что, по большому счету, нам не о чем волноваться. Родители помогают ребенку выбрать, а для тех, у кого возникают сложности, есть профориентационные практики, которые вносят тот или иной вклад. Однако работой с родителями фактически никто не занимается, в связи с чем их советы в определенном числе случаев базируются на собственном опыте, который они приобрели в молодости. С тех пор изменились не только сами учебные заведения, но и ситуация в целом: отмирают одни и приходят в жизнь другие специальности, о которых родитель может ничего не знать, именно поэтому так важно наличие профессионала, способного проинформировать, показать и посоветовать способы работы. Директивные указания семьи часто проявляются в стратегии «лишь бы отучиться». Здесь мы краем касаемся и еще одной трудности, обозначенной экспертами: профориентация не заканчивается при выборе ВУЗа, ведь необходимо, чтобы человек, определившийся с профессией, остался в ней после получения диплома и был готов работать по специальности.

Таким образом, мы смогли выделить ряд первоочередных вопросов, требующих решения. Во-первых, необходимо создание системы профориентации, в которую войдут все участники, действия которых будут скоординированы друг с другом, что требует появление в регионе особой роли - координатора. Во-вторых, состав участников необходимо расширить, включив в профориентационные практики родителей и учащихся всех ступеней. В-третьих, в целях разработки эффективных инновационных практик необходимо особое внимание уделить самой молодежи, их запросам и потребностям, а также особенностям их самосознания, учитывая современную ситуацию. Мы надеемся, что запланированная конференция в Костроме станет шагом к изменению профориентационных практик в Вологодской области.

Большунова С.А., куратор проекта по Вологодской области

Просмотреть остальные подробные отчеты, а так же актуальные новости о лучших практиках можно на сайте профпром.рф.

профпром.рф