Михаил Розенфельд
Правила ФАС для портов должны публично обсуждаться экспертным сообществом до утверждения
«Метаться из крайности в крайность вряд ли правильно», – отметил генеральный директор «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд, комментируя процедуру обсуждения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий и объектам инфраструктуры, используемым ими в морских, речных портах и транспортных терминалах, направленным на восстановление инструментов государственного регулирования деятельности стивидоров (организаций, занимающихся погрузкой и выгрузкой судов в портах).
Михаил Розенфельд отмечает, что в отличие от нормативных актов Минэкономразвития России новые правила ФАС широко экспертным сообществом не обсуждались. Об их существовании большинство стивидоров узнали из публикаций в деловых изданиях. Лишь после реакции журналистов они смогли ознакомиться с текстом, размещенным на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru).
«Едва ли такой подход будет способствовать выработке качественного документа, который мог быть согласован с экспертным, деловым и научным сообществом, что бы обеспечило социальную легитимность. Вместе с тем на уровне терминов сама идеология действий органов власти в этой области выглядит правильно, ведь, согласитесь, никто не станет возражать против того, что раскрытие естественными монополиями информации о своей деятельности – требование времени», – считает эксперт.
При этом, по его мнению, для борьбы с недобросовестной конкуренцией необходимо добиться того, чтобы участники были лишены, например, возможности манипулировать заявками за счет рассылки отказных писем раз в 15 дней. «Пока эта лазейка сохраняется, ситуация мало изменится. Кроме того, за любым государственным решением всегда стоят деньги, и правильный подход – сначала их посчитать. Например, посчитать, сколько заимствований у портов, терминалов и экспедиторов. Надо понять, какая часть тарифа – инвестиционная, какие инфраструктурные риски несут новые правила и каковы реальные перспективы, например, стивидоров в условиях стагнации отечественной экономики и падения доли перевалки санкционных товаров», – сказал Розенфельд.
Что касается регулирования тарифов государством, по мнению эксперта, ФАС должна была просчитать все варианты поведения стивидоров при проведении дерегуляции рынка и смоделировать различные варианты развития данного рынка. «Тарифы с 2013 г. «кратно» выросли отнюдь не во всех портах. И не для всех видов грузов – например, тарифы перевалки зерна в портах Азовско-Черноморского бассейна снизились за 10 лет почти в два раза. За счет собственных средств порты и их инфраструктура развиваются. При закрытом доступе к дешевым деньгам других вариантов нет. Следует заметить: рынок рос даже в кризисные годы – тарифы не являлись причиной спада перевалки в портах», – отметил Розенфельд.
Еще один аспект новых предложений – это расчет в национальной валюте. «Это всегда хорошо, но если бы она еще была резервной и не такой волатильной. Можно хоть ежедневно пересчитывать по курсу все стивидорские услуги – калькуляторы стоят недорого. Но во всем мире за морские перевозки рассчитываются в долларах», – констатировал он.
«Сейчас вопрос не в том, что решение, принятое три года назад, оказалось ошибочным, а в том, что сильное и ответственное государство реализует свою экономическую политику через ясные и прочитываемые рынком «сигналы». Поэтому надо не метаться из крайности в крайность, а в сотрудничестве с экспертами находить наиболее эффективные и логичные решения», – предложил Розенфельд.
Другие мнения
Процессы сертификации высокотехнологичного оборудования в России и ЕС должны быть синхронизированы
Промышленные предприятия должны влиять на процесс объективной кадастровой оценки
Потепление климата