ОНФ предложил внедрить курсы по эффективному производству в учебные программы студентов инженерно-технических специальностей

09 авг. 2018

Общероссийский народный фронт направил свои предложения в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», который разрабатывает правительство РФ. Эксперты тематической площадки ОНФ в том числе предлагают убрать из Налогового кодекса РФ норму, которая тормозит участие предприятий в обучении будущих специалистов. Также, по мнению представителей Народного фронта, следует запустить программу стажировок студентов инженерно-технических специальностей в ведущих российских и зарубежных компаниях и внедрить курсы по эффективному производству в учебные программы.

«Рост производительности труда – одно из основных условий роста ВВП. А среди важнейших факторов повышения производительности – квалифицированный персонал. Но прошлогодний опрос ОНФ «Кадровое самочувствие отечественной промышленности» показал, что каждый второй работодатель испытывает дефицит рабочих кадров высокой квалификации (5-6 разряда) и почти половина (42%) – нехватку высококвалифицированных инженеров. То есть компаниям просто не с кем увеличивать производительность труда на своих производствах», – отметил модератор тематической площадки ОНФ «Производительность труда и поддержка занятости», координатор проекта ОНФ «Профстажировки» Илья Семин.

В такой ситуации большинство предприятий заинтересовано в том, чтобы помогать учебным заведениям в подготовке будущих специалистов. За это государство предусмотрело поощрение: согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ такие расходы могут уменьшать налогооблагаемую базу предприятия. Но подпункт 2 этого же пункта значительно ограничивает участие предприятий в подготовке кадров. Норма гласит, что расходы на обучение могут вычитаться из налогооблагаемой базы, только если хотя бы один из обучающихся заключил в налоговый период трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.

Из-за этого условия предприятиям невыгодно инвестировать средства в подготовку студентов, ведь средний образовательный цикл подготовки студента – 4–6 лет. Почти весь этот срок компания не сможет компенсировать расходы на обучение. Существующая норма позволяет только переподготовить действующего сотрудника предприятия.

Поэтому эксперты ОНФ считают, что надо исключить избыточную норму из подпункта 2 пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ о заключении трудового договора с предприятием в налоговый период, когда оно потратило деньги на обучение будущего специалиста.

Одно из предложений Народного фронта – включить в учебные программы среднего и высшего профессионального образования курсы по эффективному производству. Студентов должны обучать научной организации труда и системе менеджмента качества.

«Что касается содержания образовательных программ, то студенты обязательно должны освоить принципы «бережливого производства». Речь идет об управлении производственными, складскими и товарными запасами, культуре производства, которая не позволяет расточительно относиться ко времени, материалам и инструментам. Еще одна необходимая компетенция – обучение командной работе. От умения сотрудничать зависит производительность труда и на уровне разработки продукта, и на уровне его проектирования, и при запуске в серийное производство. Важно включить эти компетенции в федеральные государственные образовательные стандарты. Другое глобальное направление – научная организация труда. Предприятия просят у нас специалистов, например, по нормированию труда – а их сейчас практически не готовят, отчасти из-за того, что студенты вузов выбирают более звучное направление – «управление персоналом». Следует отметить, что подготовку специалистов по организации труда вполне возможно вести на базе профессионального образования», – рассказал координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в Свердловской области, директор Уральского политехнического колледжа Владислав Камский.

Еще один важный шаг на пути обеспечения промышленности высококлассными кадрами, по мнению экспертов Народного фронта, – разработка федеральной программы стажировок студентов инженерно-технических специальностей в ведущих российских и зарубежных компаниях.

«Для среднего профессионального образования профстажировка – это особенно важная часть обучения. Мы говорим сегодня о практикоориентированном образовании, а у наших студентов предусмотрено всего четыре месяца стажировок на предприятиях. Я считаю, что они должны три дня в неделю учиться в колледже, техникуме и три дня трудиться под началом наставника – на производстве. Стажировка в профессиональном образовании должна быть не эпизодической, а сквозной на протяжении всего срока обучения», – отметил Камский.

Напомним, в «майском указе» президент РФ поручил правительству обеспечить в 2024 г. рост производительности труда на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. В указе говорится о формировании системы подготовки кадров, которая будет давать основы повышения производительности труда в том числе через использование цифровых технологий и платформенных решений.