Общественники и эксперты внесли вклад в формирование стратегии развития спортивной промышленности

12 сент. 2017

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Разработка стратегии развития спортивной промышленности до 2030 года».

По данным ВЦИОМ, 25% населения страны занимаются спортом (плановые показатели — 40% к 2020 году), при этом, благодаря введению норм ГТО, практически 100% детей в возрасте от 6 до 17 лет охвачены спортом. За прошедшие 3 года основным толчком к развитию отрасли, помимо введения норм ГТО, стало создание новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения, крупные международные мероприятия, а также программа благоустройства территорий, федеральные и государственные программы поддержки предприятий.

Открывая заседание, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин обозначил цели встречи и предложил собравшимся обсудить вопрос о поддержке производителей спортивной промышленности.

«Само по себе производство спортивных товаров стало отраслью промышленности, в нее идут инвесторы, отрасль имеет и социальное, и экономическое значение. Но есть ряд сложностей и барьеров: это и отсутствие четкого законодательного определения, и, как следствие, отсутствие мер господдержки и развития стратегии отрасли», — отметил Семин.

Он рассказал о ключевых показателях отрасли. По словам Ильи Семина, доля российских товаров в розничном обороте спортивных товаров по итогам 2016 года занимает лишь 15%, а среднедушевой расход на приобретение товаров для спорта составляет 343,16 руб. При этом общий объем розничного рынка товаров для спорта по итогам 2015 года — 38 млрд руб.

В ходе мероприятия производители, представители экспертного и профессионального сообщества, а также профильных ведомств обсудили, как сделать эту отрасль инвестиционно привлекательной.

Представитель Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ Александр Соколов рассказал, что в Министерстве намерены до конца года представить согласованный со всеми ФОИВ проект стратегии развития отрасли и комплекс мер по ее реализации.

«Уже существуют механизмы поддержки по линии развития промышленности и повышению конкурентоспособности. Производители могут получить компенсацию затрат на НИОКР, льготное кредитование. Что хочется получить в результате сегодняшнего круглого стола — это срез рынка», — рассказал Соколов.

Он заметил, что индустрия спортивных товаров — огромный рынок, но доля российских производителей совсем не большая.

Председатель комитета «Деловой России» по развитию легкой промышленности и товарам народного потребления Алексей Белозеров также представил свое видение того, в какой стадии на данный момент находится отрасль.

«Отрасль представляет собой не больше 400 компаний, которые занимаются производством. Доля производственных компаний при этом — 15% от объема юрлиц в секторе. В основном в последние годы развилось производство уличного оборудования, простого инвентаря, школьного оборудования. Разработка стратегии, появление профильного департамента является максимально своевременным. Важно наладить межрегиональные связи, помощь по сбыту. Вторая важная проблема — защита от контрафакта, например, в уличных тренажерах его количество достигает 50% общего объема», — отметил в своем выступлении Белозеров.

Член Общественного совета при Минобрнауки  Евгений Лохманский отметил, что есть более общий вопрос, связанный с требованиями к спортивному оборудованию и инвентарю, а также с разрывом между знаниями о том, как надо заниматься физкультурой и спортом, и производством.

В свою очередь, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка и глава Союзлегпрома Андрей Разбродин высказался о стандартизации и сертификации.

«Есть обязательная стандартизация и сертификация по видам безопасности, а есть добровольная — по требованиям качества. Существуют международные стандарты, ключ лежит в том, что одна часть стандартов и сертификации в стране сделана, а вторая часть, по сути, отсутствует. У нас нет ни одного международного принятого стандарта по качеству. В текстильной и легкой промышленности есть только одно направление, которое имеет международные стандарты, — это производство и переработка изделий из пуха и пера», — отметил Разбродин.

По итогам работы была сформирована резолюция с предложениями и рекомендациями Минпромторгу для включения их в стратегию развития отрасли.

Мероприятие состоялось в рамках реализации поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича при содействии Минпромторга России, Минспорта России и Минобрнауки России, спортивных федераций и отраслевых союзов, а также общественности.

К сведению:

Общий объем рынка спортивных товаров в России оценивается в 534 млрд рублей (около 10 млрд долларов). При этом доля российского производителя в отрасли составляет около 11% (61 млрд рублей). Доля российских производителей в розничном сегменте за 2016 год увеличилась на 4% и составила 15,07%. В настоящее время количество отечественных производителей составляет порядка 300 компаний, при этом на долю крупных предприятий приходится 2% от общего количества организаций, доля средних предприятий — 25%, малых предприятий — 27%, микропредприятий — 46%. В разрезе по федеральным округам на Центральный федеральный округ приходится около трети всех отечественных компаний (117 организаций), далее следуют Приволжский федеральный округ (92 организации) и Северо-Западный федеральный округ (47 организаций).

Благодаря развитию высокотехнологичного производства в России стало возможно постепенное развитие и импортозамещение в профессиональном спорте (в настоящее время российские производители покрывают нужды Федерации фехтования, частично покрывают саночников и хоккеистов). Однако некоторые виды профессионального спорта практически полностью пользуются зарубежными товарами и оборудованием (доля российских производителей в товарах и оборудовании для плавания — не более 1,5%).