И.Семин: Работодатели должны участвовать в разработке образовательных программ учебных заведений

17 июня 2019

Во многих регионах система образования не ориентирована на реальные потребности рынка труда, в результате чего происходит дисбаланс трудовых ресурсов, считает руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0», Член Общественной палаты России Илья Семин. По его словам, проблему трудоустройства выпускников надо решать с помощью взаимодействия учебных заведений и работодателей еще на стадии разработки образовательных программ.

Всего 71% выпускников, окончивших российские вузы в 2015–2017 гг., нашли себе работу по специальности, сообщает РИА Новости со ссылкой на исследование ВНИИ труда Минтруда России. Выпускники не находят работу на местном рынке труда в основном из-за дефицита рабочих мест и отсутствия спроса на представителей отдельных профессий «в связи с отраслевой спецификой региона».

«На проблему трудоустройства выпускников влияет целый ряд факторов. Во-первых, у нас до сих пор готовятся выпускники по тем специальностям, которые априори не востребованы на региональном рынке труда. Эти специальности являются модными или им обучают по каким-то другим причинам. Во-вторых, существуют проблемы с практиками и стажировками, которые достаточно часто проходят формально и не позволяют студенту адаптироваться к реальной работе. В-третьих, есть проблема с темпами создания рабочих мест», – пояснил Семин.

Он добавил, что последняя проблема особенно остро ощущается в удаленных регионах, где нелегко найти хорошо оплачиваемую работу. Поэтому там необходимо стимулировать создание высокопроизводительных рабочих мест, поддерживать компании, которые их создают. В свою очередь Народный фронт совместно с платформой «Россия – страна возможностей» реализует проект «Профстажировки 2.0», который призван сократить дистанцию между вузами и работодателями, помогая студенту еще на этапе обучения в вузе скорректировать выбор своей профессии внутри отрасли, найти компании для прохождения практики и стажировки, то есть фактически первое место работы.

«По многим специальностям наблюдается дефицит кадров, но система образования не всегда реагирует должным образом, подготавливая востребованных специалистов. Многие студенты, обучаясь на втором и третьем курсах, уже понимают, что они не будут работать по специальности. Эксперты ОНФ предлагали создавать наблюдательные советы или советы работодателей при колледжах и вузах. Это означает, что все образовательные программы учебных заведений согласовываются с работодателями, которые корректируют их под свои нужды», – отметил руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0».