Илья Семин: В школах необходимо заниматься профориентационной работой

15 апр. 2019

Начиная со школы необходимо заниматься профориентационной работой с детьми, потому что образование должно иметь практическую направленность, ориентированность на рынок труда, а профессиональное обучение следует сделать непрерывным. Об этом заявил координатор проекта ОНФ «Профстажировки», член Общественной палаты РФ Илья Семин.

Согласно опросу ВЦИОМ, по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный (51%), преимущественно люди с высшим образованием (58%). Напротив, 47% россиян не работают по специальности (55% среди людей со средним специальным образованием).

«Эти цифры в целом говорят о недостаточной профориентационной работе, потому что пробное погружение в работу должно постепенно начинаться со средних классов школы. Нужно определиться с направлением – техническим или гуманитарным – и к моменту поступления в вуз уже своими глазами изнутри увидеть несколько рабочих мест из разных сфер. Для решения этой задачи, в частности, проводится акция Народного фронта «Дни в профессии», в которой в этом году примут участие 20 тысяч школьников», – рассказал Семин.

Он добавил, что столь большая занятость не по специальности говорит о недостаточной практической ориентированности системы образования, а люди при выборе специальности не могут понять ее востребованность на рынке труда. Поэтому сфера образования должна более гибко отвечать потребностям рынка труда, на это отчасти влияет скорость обновления профстандартов, эффективность системы практик и стажировок. Проект Народного фронта «Профстажировки» помогает с этим молодым людям.

«Для работы по специальности необходимо непрерывное обучение, поскольку сегодня запросы рынка труда меняются настолько стремительно, что классическая бюрократическая машина по обновлению этих стандартов не может успевать. Каждый год появляются новые запросы работодателей по принципиально новым навыкам и компетенциям. Обладая одной узкой специальностью, сложно им соответствовать. Поэтому крайне необходима система повышения квалификации, чтобы работник мог корректировать свои навыки с такой же скоростью, как корректируется специфика рабочих мест», – отметил координатор проекта ОНФ «Профстажировки».