Илья Семин: Государству стоит сделать ставку на развитие системы непрерывного образования

02 сент. 2019

Государству стоит сделать ставку на развитие системы непрерывного образования, которое включает и переподготовку, и курсы повышения квалификации, и возможности прохождения актуальных профессиональных семинаров или стажировок. Это позволит эффективно реагировать на изменения рынка труда, повышать компетенцию без отрыва от работы и плавно менять профессиональную траекторию, считает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «Профстажировки 2.0», член Общественной палаты РФ Илья Семин.

Более 40% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, передает РИА Новости со ссылкой на исследование HeadHunter. Среди респондентов с высшим образованием, не работающих по специальности, 54% пытались работать по специальности, преимущественно в транспортной сфере и в отрасли производства, но затем бросили, 45% опрошенных переставали работать по специальности из-за низкой зарплаты, по той же причине 37% соискателей с высшим образованием даже не начинали трудиться в своей сфере.

«Невозможно получить образование, которое раз и навсегда гарантирует трудоустройство по специальности и высокую зарплату в будущем. Каждый человек должен быть готов к самообучению и повышению квалификации. Люди с течением времени могут переходить даже на те специальности, которые на момент их обучения в вузе не существовали. В этом нет проблемы. Изменения на рынке труда будут происходить еще стремительнее, профессии тоже будут меняться быстрее, будет появляться больше новых специальностей и их подвидов», – отметил Семин.

По его словам, налаживание государством системы непрерывного образования позволит смягчить адаптацию к новым условиям на рынке труда. В частности, необходимо развивать дистанционные курсы по востребованным специальностям. Сфера образования тоже должна стать более гибкой и восприимчивой к изменениям на рынке труда. Появление новых профессий должно быть ориентиром для учебных заведений при подготовке специалистов.

«Я сторонник того, чтобы люди обладали базовыми компетенциями. Например, надо владеть цифровой грамотностью, менеджеры должны хорошо владеть принципами эффективного управления. Такие сквозные базовые компетенции нужны всем специалистам», – добавил руководитель проекта ОНФ «Профстажировки 2.0».

По его словам, абитуриентам и их родителям необходимо изучать уровень зарплат перед поступлением в учебные заведения. «Эти данные можно узнать на ведущих сайтах по трудоустройству, Минтруд регулярно публикует исследования по этой теме, в частности, по ожидаемому уровню зарплат по различным профессиям в ближайшем будущем», – отметил Семин.

Тем не менее он подчеркнул, что зарплата не является единственным критерием комфорта человека. Часто многое зависит от наличия конкретной работы на территории проживания, социального пакета, условий в целом, соответствия призванию и интересам.