Эксперты ОНФ предлагают доработать паспорт нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости»

26 сент. 2018

Правительство РФ подготовило и представило в ОНФ проект паспорта нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Часть из предложений Народного фронта вошла в проект. При этом эксперты Народного фронта считают необходимым доработать паспорт нацпроекта, включив в него пункты о реформе центров занятости, введении в технических вузах и колледжах занятий по эффективному производству и других предложений, без которых, по мнению представителей ОНФ, трудно будет добиться показателей, прописанных в президентском «майском указе».

В первую очередь эксперты Народного фронта считают, что в проекте занижены сами показатели производительности труда, которых должна достичь промышленность страны к 2024 г. Согласно паспорту нацпроекта, в указанный год соотношение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики к предыдущему году при сценарии без реализации национального проекта составит 103,2%, а в сценарии с реализацией национального проекта – 105%.

«Учитывая отставание России по производительности труда от передовых экономик мира по различным отраслям в 2–4 раза, а также объем средств, который заложен на проект – 89 млрд 889,9 млн руб., указанные показатели представляются заниженными», – говорится в отзыве ОНФ.

Кроме того, эксперты Народного фронта отметили, что в проекте паспорта многие направления и задачи прописаны слишком обобщенно. Нет понимания, кто будет отвечать за эффективность конкретных мероприятий, таких как обучение инструментам повышения производительности труда сотрудников предприятий или обучение локальных тренеров предприятий. Не очерчена и зона ответственности организаций, проводящих образовательные и консалтинговые мероприятия, таких как автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда». Нет информации, будут ли сами предприятия – участники программы отвечать за показатели повышения производительности труда. Отсутствуют также разделы, связанные с качеством и эффективностью проводимых мер, направленных на повышение производительности труда и поддержку занятости мероприятий.

«Важно понимать, что речь идет о сумме в почти 90 миллиардов рублей, которую, согласно паспорту проекта, планируется потратить на то, чтобы повысить производительность труда на 1,8%. И сделать это предполагается за шесть лет. В связи с этим общественности важно понимать, что бюджетные деньги будут потрачены эффективно, поэтому целесообразно предусмотреть, каким образом будет контролироваться расходование этих средств», – заявил член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Андрей Ветлужских.

Кроме того, идея предоставить 30% предприятий, вовлеченных в реализацию национального проекта, преференции при закупках товаров, работ и услуг может ограничить конкуренцию и негативно сказаться на других участниках рынка, которые воплощают собственные программы повышения производительности труда или выпускают более конкурентоспособную продукцию без участия в программе.

«Мы предлагаем также смягчить критерии допуска предприятий к участию в национальном проекте, установив нижний порог выручки в размере 300 миллионов рублей в год, и учесть предложения Народного фронта, которые мы раннее направляли в адрес Минтруда России. В частности, речь идет о реформе центров занятости и введении дополнительных часов на освоение методик эффективного производства в технических учебных заведениях», – отметил координатор проекта ОНФ «Профстажировки», модератор площадки ОНФ «Производительность труда и поддержка занятости» Илья Семин.