Активисты проекта «Профстажировки» и власти Брянска обсудили вопросы развития инженерно-технического образования

19 дек. 2018

В Брянске состоялось заседание «круглого стола» по вопросам развития инженерно-технического образования. В дискуссии приняли участие первый заместитель главы администрации города Виктор Предеха, генеральный директор региональной Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий Геннадий Шалыгин, координатор проекта ОНФ «Профстажировки» в Брянской области, генеральный директор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев, ректор Брянского государственного технического университета Олег Федонин, начальник городского управления образования Иван Потворов, директор ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» Олеся Серба, активисты ОНФ.

Отмечалось, что в Брянской области в последние годы при активной поддержке губернатора Александра Богомаза и в рамках проекта ОНФ «Профстажировки» активизировалась работа по подготовке профессиональных кадров. В частности, ряд предприятий ОПК и машиностроения совместно с БГТУ организовали подготовку кадров на специальных профильных кафедрах, проводятся экскурсии школьников на производства. В регионе работает 11 центров технического образования школьников по углубленному изучению физики, математики и информатики для поступления в технические вузы и дальнейшей работы на производстве. В Брянске работает первый в регионе промышленный парк, и из федерального бюджета выделены средства на строительство на условиях софинансирования детского технопарка «Кванториум».

Год назад на «Форуме действий» ОНФ координаторы проекта «Профстажировки» - гендиректор ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» Олег Данцев и проректор БГТУ Виталий Сканцев -  представили действующую в Брянском регионе систему подготовки кадров для промышленности, основанную на взаимодействии региональных правительств и Думы, брянских предприятий, в первую очередь, СоюзМаш России и БГТУ. Эта практика вызвала большой интерес у участников форума. Заинтересовались Центрами технического образования и на VII Славянском форуме, который прошёл в Брянске в ноябре этого года.

Участники «круглого стола» «Развитие инженерно-технического образования на территории Брянска» говорили не столько о достижениях, сколько о проблемах. Большинство из них – федерального и регионального уровней. Но, как отметил Виктор Предеха, и на уровне муниципалитета важно не упускать возможности, чтобы заинтересовать учащихся изучением точных предметов, увеличить число школьников, сдающих ЕГЭ по физике и информатике, привлекать детей и подростков, начиная с дошкольного возраста, к техническому творчеству через кружки по месту учебы или месту жительства. Основной вопрос, который волновал представителей предприятий и БГТУ, – это качество подготовки специалистов.

«БГТУ каждый год набирает в группу подготовки специалистов для ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» 16 человек. В предыдущие годы бывали случаи, когда из них до последнего курса доходили только 5-6 студентов, остальные отсеивались, как только начинали проходить такие сложные предметы, как физика твердого тела, квантовая механика, микроэлектроника. А все потому, что если в 80-е годы конкурс при поступлении в вуз, выпускающий инженеров, был 4-5 человек на место, то в последние годы вуз вынужден был зачислять абитуриентов, сдавших ЕГЭ меньше, чем на 40 баллов, по сути дела – троечников. Сейчас лишь 25% выпускников школ сдают ЕГЭ по физике, это не позволяет создать конкурентную среду. Правда, надо отдать должное, что выпускники ЦТО, поступившие в университет, показывают более качественные знания, чем их предшественники»,– сказал Олег Данцев.

О проблемах, которые можно решить только на федеральном уровне, говорил ректор БГТУ Олег Федонин. В частности, он отметил, что нынешняя система образования заведомо предполагает снижение качества образования по сравнению с 80-ми годами. И основная причина – в переходе на систему подготовки «бакалавр-магистр».

«Обучение 4 года вместо 5 – это однозначно плохо, потому что мы теряем 20% времени. Все технические вузы постарались максимально сохранить специальные дисциплины. Но все равно потери составляют порядка 10%. Но что уж совсем критично – это объем практик. В 1980-1985 годы было четыре практики длительностью 24 недели, сейчас – 10 недель за 4 учебных года, то есть это одна практика – 2,5 недели. Неделя – на оформление, полнедели – на составление отчета, и одна неделя – познакомиться с предприятием», – отметил Олег Федонин.

Кроме того, добавил он, магистратура предполагает уход бакалавра не в инженерную деятельность, а в исследовательскую, научную.

«Сейчас мы с предприятиями в рамках целевой подготовки пытаемся сохранить прикладной характер магистерского обучения. Как правило, у нас все магистры обучаются во вторую смену, а в первой половине дня работают на предприятии на полставки. Это позволяет в какой-то мере приблизить магистра к специалисту. Приблизить, но не заменить»,– считает ректор.

Что же касается областного уровня решения проблем подготовки кадров, то ректор БГТУ предложил ввести такое понятие, как «региональное задание». Предприятия и организации должны определиться, какое количество специалистов им необходимо в ближайшие годы, вузы – сколько потребуется подготовить и выпустить студентов по определенным направлениям, школы – в разрезе регионального задания обязаны будут обеспечить определенное число выпускников,сдающих экзамены по тем или иным предметам с учетом конкуренции как минимум 2 абитуриента на одно место.

Не все участники «круглого стола» были согласны с такими предложениями, но все согласились, что для совершенствования подготовки профессиональных кадров необходима совместная работа власти, бизнеса и образовательных учреждений.