Комментарий И.Семина по проекту «Равные возможности – детям»

04 мая 2017

Подведены первые результаты реализации проекта «Равные возможности – детям». Данные представили участники круглого стола, организованного на площадке Общероссийского народного фронта. Эксперты отметили, что был проведен опрос родителей школьников, созданы более 60 проектных команд в регионах, а в некоторых субъектах уже запущены волонтерские проекты.

Руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина напомнила, что проект призван предоставить возможность каждому ребенку бесплатно получить дополнительное образование на усмотрение его семьи. В ходе реализации проекта будут задействованы различные механизмы – введение именных сертификатов, развитие образовательного волонтерства, поддержка социально ориентированных НКО, предоставляющих дополнительное образование, создание модульных программ на базе Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) и детских технопарков «Кванториумов», программ для удаленных территорий.

«К сожалению, не все дети сегодня имеют возможность получать дополнительное образование. Чаще это связано с отсутствием финансов и территориальной удаленностью. ОНФ неоднократно обращал внимание на то, что высокая плата за допобразование – одна из наиболее острых проблем, волнующих родителей. Бесплатных кружков существенно меньше, чем желающих в них записаться, а доля платных – в отдельных районах крупных городов достигает 75%», – сказала Любовь Духанина.

Особое внимание, по ее мнению, следует уделить дополнительному образованию детей с ограничениями здоровья. «У меня проблема, как достучаться до госчиновников, чтобы получить помещение под кружки и секции для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, – рассказала мама из Оренбургской области. – Четвертый год мы получаем отказы в предоставлении помещения. Я уверена, что родители детей с ОВЗ лучше знают потребности своих детей и в силах самостоятельно организовать процесс дополнительного образования».

Духанина также отметила, что образовательную работу с детьми будут контролировать региональные команды проекта, которые сейчас активно формируются, – уже создано 60 таких команд. Духанина призвала объединить ресурсы региональных и муниципальных властей, научного сообщества, активных граждан, волонтеров, представителей некоммерческих организаций, а также СМИ.

Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобразования РФ Игорь Михеев рассказал о первых результатах работы Российского движения школьников в рамках проекта. За четыре месяца в движение было вовлечено более 1000 учеников в 300 школах из пяти регионов страны. По его словам, в мае пилотный охват увеличится, а в сентябре программа заработает в остальных регионах. Помимо школ Минобрнауки начинает работу с высшими учебными заведениями: «Предстоит проверить уровень оснащения вузов в качестве площадок для реализации программ дополнительного образования. Если вузы окажутся не готовыми принять школьников, необходимо предварительно обеспечить их с учетом наших потребностей и задач» – заявил Игорь Михеев.

Важность взаимодействия школ с вузами и предприятиями отметил и директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин. По его мнению, привлечение в дополнительное образование инженеров и квалифицированных рабочих позволит в будущем сократить нехватку специалистов в производственной сфере.

Директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова сообщила о предстоящем запуске летних программ отдыха детей на базе «Кванториумов» в 35 регионах: «Мы также активно привлекаем детей, у которых нет возможности получать дополнительное образование, особенно в сельской местности. Так, в период весенних каникул 6 тыс. школьников из села представили свои первые научные проекты в «Кванториуме». Наставниками ребят выступили квалифицированные инженеры». Также Марина Ракова рассказала о проектах, реализуемых фондом в рамках военно-патриотического воспитания детей: это «Уроки мужества», «Реконструкция Второй мировой войны», «День Победы» и другие.

О включении в ближайшее время в проект 30 волонтерских организаций упомянул сопредседатель совета Ассоциации волонтерских центров, член Общественной палаты Артем Метелев. Он пояснил, что кроме уже действующих в рамках проекта 34 организаций культурной, медицинской и лингвистической направленности планируется также привлекать ресурсные центры НКО и добровольчества, комитеты по делам молодежи. Руководитель PR-отдела проекта «Полдень» по социализации воспитанников детских домов Василий Шатров рассказал, что проект направлен на помощь детям из детских домов социализироваться, работать в команде.

«Мы организовали более 20 бесплатных кружков в девяти регионах страны по физкультурно-спортивному, эколого-биологическому и творческому направлениям. В планах открыть еще 94 кружка для детей 8–12 лет. Будем также развивать наш традиционный профориентационный проект «Выбираем профессию», в который уже вовлечены около 70 тыс. детей», – поделился опытом первый заместитель председателя Российского союза сельской молодежи Дмитрий Пекуровский.

По мнению участников круглого стола, увеличить доступность дополнительного образования позволит использование именного сертификата. Как пояснил старший научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Семен Славин, получение сертификата осуществляется на основании заявления о включении в систему, которое оформляется и подается родителями всего один раз. В дальнейшем ребенок использует полученный сертификат до достижения совершеннолетия. Вместе с сертификатом родители получают логин и пароль от личного кабинета системы, в котором можно увидеть информацию об остатке средств на сертификате, перечень организаций, подробную информацию о предлагаемых занятиях, а также непосредственно записаться на обучение.

Своим позитивным опытом внедрения механизмов персонифицированного финансирования поделились регионы. Так, например, по данной системе с 2016 г. работает Республика Саха (Якутия): «В системе задействовано шесть муниципальных учреждений дополнительного образования, в том числе одно – в сельской местности. На сегодняшний день сертификат получили 6044 ребенка, 200 – под услуги НКО. Введение сертификата позволило учитывать интересы детей, создать конкурентную среду, сделать расходование средств прозрачным, осуществлять финансирование по нормативу, а не по остаточному принципу», – пояснила эксперт ОНФ, директор Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения Мария Петрова. Данная модель с 2016 г. реализуется и в трех муниципалитетах ХМАО – Югры, где уже выдано 1200 сертификатов.

Заместитель министра, начальник управления общего образования и воспитания детей министерства образования и науки Пермского края Лариса Сидорова ознакомила всех с проектом «Мобильный педагог», адресованным прежде всего организациям допобразования, которые находятся в труднодоступной местности. В проекте уже задействованы 25 учителей из 50 сельских школ.

Эксперты подчеркнули, что необходимо снимать бюрократические барьеры, не позволяющие некоммерческим организациям быть полноценными участниками дополнительного образования детей. Например, многие проблемы доступа к передовым практикам могли бы быть решены через ослабление требований к лицензированию. В связи с этим Любовь Духанина обратила внимание присутствующих на законопроект о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание госуслуг в социальной сфере, который позволит негосударственному сектору получить из федерального бюджета финансирование.

«Наша общая задача – наладить взаимодействие с людьми и организациями, заинтересованными и имеющими отношение к проблемам дополнительного образования, образовательному волонтерству, организациями государственного-частного партнерства в дополнительном образовании, привлечь работодателей к дополнительному образованию детей. А конкретные предложения по необходимым изменениям в законодательстве мы разработаем в самое ближайшее время. Мы вновь обратимся к этим темам на экспертном совещании ОНФ, посвященном снижению барьеров в процессе лицензирования дополнительного образования», – заключила Любовь Духанина.