В сфере профориентации молодежи наблюдается дефицит новых технологий и методик

01 нояб. 2016

Центр мониторинга развития промышленности проанализировал практики профориентации молодежи в шести регионах России. По итогам мониторинга, который состоял из экспертных интервью, фокус-групп и экспертных сессий, выяснилось, что, несмотря на потребность промышленности в кадрах, система профориентации молодежи преимущественно ориентируется не на рынок труда, а на ожидания выпускников школ и их родителей. Эксперты предложили разрабатывать методики и модели профориентации, отвечающие требованиям и ожиданиям молодежи, а также более активно применять уже имеющийся успешный опыт.

В рамках мониторинга были проверены существующие профориентационные практики молодежи, нацеленные на повышение занятости в промышленности во Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской и Нижегородской областях. В каждом регионе были проведены одна экспертная сессия, не менее двух фокус-групп с молодежью и несколько экспертных интервью. Для участия было отобрано 297 человек: представители государственных, муниципальных и общественных организаций, кадровых служб, а также молодежь, имеющая опыт участия в профориентационных мероприятиях, и др.

Так, фокус-группы, в которых приняли участие выпускники школ и студенты первых курсов высших и средних учебных заведений, показали, что работа по профориентации ведется преимущественно с учениками 10-11 классов школ. При этом, судя по ответам, ни дети, ни их родители не знают о профориентационных возможностях, которые призваны помочь в профессиональном самоопределении. Сами школьники преимущественно отмечали, что на их решение о выборе профессии в значительной степени влияют родители. Кроме этого, в ответах учащихся указывалось, что они ориентируются на потенциальные заработки, поэтому выбирают престижную на данный момент профессию, не оценивая изменения в будущем. Результаты фокус-групп также показали, что существующие практики современным школьникам представляются неинтересными и скучными.

Результаты проведенных в рамках мониторинга экспертных интервью показали, что зачастую региональные участники процесса профориентации молодежи незнакомы друг с другом, не обмениваются опытом, знаниями, а большинство задействованных в области профориентации работают только в рамках своего учебного заведения, несмотря на то, что почти во всех регионах есть официальная профориентационная концепция.

По итогам шести экспертных сессий участники сошлись во мнении, что профориентационные практики, цель которых – повысить занятость молодежи в промышленности, можно сделать более эффективными и отвечающими современным потребностям экономики. Например, эксперты предложили развивать дуальное образование (при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте), активнее создавать социальную рекламу, повышать открытость предприятий для сотрудничества с образовательными учреждениями. Значительная часть участников мониторинга при этом отметила дефицит современных методик и моделей профориентационных практик, которые соответствовали бы реальным запросам молодежи.

«Самое главное, на наш взгляд, – начинать работать не с выпускниками школ, а с учениками начальных классов. Необходимо объединить усилия и разработать действенные методы для систематизации всех групп, занимающихся профориентацией в регионах, увеличить охват молодежи и помогать школьникам на пути профессионального самоопределения, а также дать возможность специалистам общаться с молодежью на одном языке. Кроме этого, самим работодателям следует быть активнее, привлекать молодежь, рассказывать им о плюсах профессий, а также просвещать родителей, которые играют важную роль в выборе профессии для своего ребенка», – сказал директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Семин.

Мониторинг показал, что наиболее частым видом профориентационной работы является проведение тестов на профпригодность, однако большинство опрошенных отметили, что результаты тестов слабо соответствуют реальному положению дел. При этом заметную роль для учеников играют только дни открытых дверей профессиональных учебных заведений. Однако, по словам экспертов, эти мероприятия строятся скорее в логике образовательного маркетинга, а не в логике профориентации, так как организаторы добиваются привлекательности учебного заведения, а не профессии.

«Работа по изучению практик профориентации молодежи будет продолжена. В ближайшее время мы также проведем межрегиональную конференцию с элементами деловой игры для специалистов по профориентации, которая позволит сформировать перечень возможных практик для всех, кто работает с молодежью и помогает ей определиться с профессией», – резюмировал Илья Семин.