ОНФ предлагает разработать программу стажировок для преподавателей инженерно-технических специальностей

18 мая 2018

Эксперты Общероссийского народного фронта предлагают разработать программу стажировок для преподавателей инженерно-технических специальностей. Она позволит педагогам регулярно пополнять багаж своих знаний и навыков. Тем самым будет применен практико-ориентированный подход к образованию.

В России наблюдается разрыв между уровнем профессионального образования выпускников и потребностью промышленных предприятий в квалифицированных кадрах. По мнению экспертов Народного фронта, решению этой проблемы будут способствовать стажировки преподавателей на современных предприятиях в рамках договоров между ними и учебными учреждениями. Это позволит педагогам обновить свои знания о технологиях и оборудовании, внести изменения в учебную программу и передать студентам практические сведения, которые пригодятся в дальнейшей карьере.

Подобную практику сегодня применяют крупные предприятия (ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Новатэк», госкорпорация «Росатом») в рамках комплексных программ сотрудничества с учебными учреждениями. А вот малые и средние предприятия сталкиваются с рядом проблем, в том числе с несовершенством законодательства, отсутствием методической помощи и государственной поддержки.

«В 2018 г. корпоративная академия госкорпорации «Росатом» в пилотном режиме запускает стажировки для преподавателей партнерских учебных заведений. Одна из важнейших особенностей здесь состоит в том, что в программу включен процесс обновления существующих планов обучения студентов. Программа стажировок разрабатывается индивидуально для каждого преподавателя с учетом его текущего опыта, а также потребностей и ресурсов базового предприятия Госкорпорации «Росатом» и партнерского учебного заведения», – рассказала руководитель проектов Центра развития рабочих и инженерных компетенций Корпоративной академии Росатома Екатерина Лукьянова.

Комплексная программа стажировок позволит наладить более плотное взаимодействие производственных предприятий и учебных заведений. Например, чтобы стимулировать развитие этого инструмента, предлагается компенсировать часть затрат предприятий на создание рабочего места и организацию стажировки преподавателей. Предполагается, что для софинансирования на конкурсной основе будет отбираться не менее 600 программ в год.

«У нас есть конкретные предложения по проведению подобных стажировок на производстве. Это как более плотное сотрудничество учебных заведений и предприятий, так и дополнительные мероприятия. Например, организация лекций и экскурсий на производстве, синхронизация специализированной литературы библиотеками, внесение в учебный план обязательных стажировок преподавателей», – рассказал генеральный директор ООО «Русский профиль» из Красноярского края Сергей Петров.

Среди основных предложений также есть и разработка методических материалов. Зачастую их отсутствие является одним из основных барьеров для малых и средних предприятий в развитии сотрудничества с учебными заведениями. В таких материалах должны быть даны рекомендации как по организационно-правовым аспектам стажировок, так и по профессионально-техническим.

«Поддержка проекта государством, даже если в начале это будет всего 100 стажировок в год, не только привлечет внимание к самому вопросу, но и будет способствовать распространению успешных практик сотрудничества между учебными учреждениями и предприятиями. В рамках проекта необходимо подготовить методические материалы, рассказать участникам, какие плюсы получит каждый», – отметил директор дальневосточного регионального учебно-методического центра Дальневосточного федерального университета Анвир Фаткулин.

Кроме того, необходимо скорректировать нормативно-правовые документы, которые сейчас регулируют преподавательскую деятельность. Эксперты ОНФ предлагают приравнять прохождение стажировки на предприятии, участвующем в программе, к повышению квалификации преподавателей с выдачей соответствующих документов. Предлагается внести изменения в профессиональный стандарт педагога профобразования по возможности получения опыта, необходимого для преподавания по результатам стажировки. Об этом сообщил директор Уральского железнодорожного техникума Владислав Камский.

Также на уровне учебных учреждений должны быть внесены изменения в образовательные планы и программы с учетом стажировок педагогов и в целом сотрудничества с предприятиями региона.

Эксперты в области профобразования рассмотрят все полученные предложения по организации стажировок преподавателей, а затем сформируют соответствующую программу.

«Сейчас в российской промышленности стремительно развиваются технологии, появляется все более сложное оборудование, и сфера профессионального образования просто не успевает за этими изменениями. Наиболее эффективным решением этой проблемы является организация стажировок преподавателей на передовых предприятиях. Это позволит им передавать студентам актуальные знания и навыки», – сообщил координатор проекта ОНФ «Профстажировки» Илья Семин.

Напомним, что проект ОНФ «Профстажировки» стартовал в марте 2017 г. Он помогает студентам и выпускникам подобрать предприятие для прохождения стажировки или практики в любом регионе России. Основу проекта составляет портал профстажировки.рф.