От конкуренции к росту экономики и доступности товаров: в ОП РФ прошло экспертное совещание

09 февраля 2018

7 февраля в Общественной палате РФ состоялось обсуждение предложений к докладу рабочей группы Госсовета России по определению приоритетных направлений деятельности субъектов Федерации по содействию развитию конкуренции. Первое заседание рабочей группы прошло 31 января.

Участники совещания рассмотрели наиболее важные проблемы развития конкуренции в стране, а также меры по их решению, в том числе в рамках деятельности государственных и муниципальных органов власти.

«Развитие конкуренции — один из действенных инструментов для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни людей, доступности и качества товаров и услуг для населения нашей страны», — подчеркнул заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин.

Важной темой обсуждения стало несовершенство законодательства о государственных и муниципальных закупках. Речь, в частности, шла о законодательно установленном приоритете цены над качеством товаров, работ и услуг при госзакупках, об излишней забюрократизированности процедур, о необходимости избавиться от лишней бумажной работы.

«Когда необходима поставка товаров и услуг, требующих серьезной квалификации, недопустимо при выборе исполнителя ориентироваться только на меньшую цену, поскольку качество услуги сильно страдает и государственный заказ зачастую остается фактически не выполненным», — отметил член Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров.

В этой связи на совещании были рассмотрены примеры успешных зарубежных практик организации системы заказов крупных предприятий, в том числе выращивание «ферм поставщиков» — так называемого института компетентной закупки.

По мнению участников дискуссии, необходимо, чтобы контракты заключались с компаниями, компетенции которых прошли независимую экспертизу и полностью отвечают всем необходимым требованиям для выполнения поставки.

«Важно, чтобы крупные компании, в том числе государственные, имели возможность „выращивать“ для себя подрядчиков и поставщиков, чтобы система госзакупок способствовала развитию кооперации и долгосрочных отношений, в том числе с малым бизнесом. Но сейчас, к сожалению, законодательство этому не способствует», — заявил Леонид Шафиров.

Также он отметил, что при внедрении института компетентной закупки существует опасность злоупотреблений, однако ущерб, получаемый за счет поставок некачественных товаров и услуг, за счет отсутствия у малого бизнеса стимулов и ориентиров инвестировать в развитие компетенций, а у крупных заказчиков — помогать партнерам, наносит гораздо больше вреда.

По мнению экспертов, для снижения рисков злоупотреблений в случае внедрения института компетентной закупки необходимо, в частности, чтобы перечень товаров, работ и услуг, которые могут приобретаться в рамках компетентных закупок, учреждался постановлением правительства для государственных заказчиков и региональными законами — для региональных и муниципальных.

На совещании был поднят вопрос о необходимости конкретизировать в законодательстве понятие картеля, чтобы из-под этого определения были выведены и наказывались, но не карались так строго действия субъектов малого бизнеса, признаваемые согласованными лишь по формальным признакам.

Кроме того, эксперты обсудили инициативу по легализации «параллельного» импорта.

«„Параллельный“ импорт возможно легализовать. Это позитивно повлияет и на потребительский рынок, и на стоимость товаров, работ и услуг для производственного сектора и сферы услуг. Вместе с тем номенклатура товаров, которая может импортироваться на условиях „параллельного“ импорта должна быть утверждена отдельным правительственным постановлением, отраслевые министерства и органы санэпиднадзора должны оценить и учесть все риски», — заявил Леонид Шафиров.

Участники совещания предложили усилить раздел доклада, связанный с ограничением роста тарифов для населения и бизнеса, усилением конкуренции в этой сфере, поскольку все большее влияние на формирование цены оказывают не рыночные факторы, а инструменты государственного воздействия.

Отдельное внимание было уделено возрастающему межрегиональному и внутрирегиональному неравенству в связи со значительной разницей в тарифах на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и транспортные услуги в больших городах и малых населенных пунктах, в том числе моногородах.

Эксперты отметили, что реализуемая в стране программа развития моногородов получила бы дополнительный импульс, если бы была принята отдельная государственная программа по снижению тарифов на услуги естественных монополий в моногородах. По мнению ряда участников совещания, в стране существует тарифная дискриминация для жителей и предприятий малых территорий.

Прорывной, но требующей дополнительного обоснования назвали эксперты инициативу по развитию института страхования ответственности субъектов хозяйственной деятельности перед третьими лицами в целях сокращения количества проверок этих застрахованных хозяйствующих субъектов со стороны контрольно-надзорных органов. Вместе с тем идея развития страхования как альтернативы административному давлению нашла поддержку у многих экспертов.

Также эксперты отметили негативное влияние ГУПов и МУПов на развитие экономики регионов и сформировали набор предложений в этой сфере.

Поступило предложение сформировать в докладе раздел, направленный на совершенствование антимонопольного регулирования в целях развития экспорта российских товаров.

В обсуждении приняли участие члены ОП РФ, а также представители бизнес-сообщества, общественных организаций потребителей, эксперты из регионов и ведущие юристы в области антимонопольного права.

Предложения участников экспертного совещания будут направлены в рабочую группу Госсовета по содействию развитию конкуренции.