Сергей Колесников

член президиума генерального совета «Деловой России»

Потепление климата

Член президиума генерального совета «Деловой России» Сергей Колесников:

Бизнес часто критикует власть за принимаемые «сырые» законы, постоянное усиление административного давления, непрозрачность правил игры и многое другое. Но взаимодействуя с органами власти в рамках общественной организации, могу отметить много позитивных сдвигов и конструктивную позицию чиновников по отдельным вопросам. Это касается и взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой.

ФАС России был разработан законопроект, предусматривающий, с одной стороны, снижение административных штрафов за заключение вертикальных и иных соглашений и за осуществление несогласованных действий. С другой стороны, предполагалось увеличение административных штрафов за картельные соглашения – их нижняя граница выросла в пять с одного до пяти процентов. В 2016 году законопроект получил в целом положительную оценку со стороны бизнеса и был внесен в правительство РФ, однако пока его перспективы неизвестны.

Можно сказать, что решение о проведении анализа товарного рынка по каждому делу о нарушении требований антимонопольного законодательства – это большой шаг навстречу бизнесу. Главное сейчас закрепить практику проведения качественных исследований, что напрямую зависит от волевого решения регулятора.

Важной позитивной новостью для бизнеса стала разработка законопроекта об иммунитетах для малого бизнеса от проверок ФАС. Принятие законопроекта позволяет снизить административное давление на бизнес, что особенно важно в связи с непростой ситуацией в экономике. Однако нужно отметить, что разработанный законопроект не решает проблемы обвинений малого бизнеса в создании картелей, что случается на практике.

Курс на смягчение антимонопольного регулирования для субъектов малого бизнеса – это эффективная мера по улучшению делового климата в стране. Предприниматели надеются, что руководство ФАС сможет продолжить успешно начатую им либерализацию антимонопольного законодательства. Очень многое будет зависеть не только от буквы, но от духа законов, в частности от подходов к правоприменению.

Важно, чтобы малый бизнес не находился «под прицелом» антимонопольных органов, а отсутствие доказательств причинения вреда конкуренции в результате действий МСП было бы безусловным основанием для прекращения любого производства по делу, возбужденному антимонопольным органом в отношении небольшой компании.

Для продолжения этой работы следует расширить иммунитеты для малого бизнеса и не распространять на малый бизнес требования о запрете горизонтальных, вертикальных соглашений и согласованных действий по отдельным положениям Закона о защите конкуренции (кроме сговоров на торгах). Это связано с тем, что предлагаемые поправки об иммунитетах не решают проблемы привлечения малого бизнеса к ответственности за картельные соглашения, которые не могут повлиять на рынок, а, следовательно, излишнее давление на малый бизнес не прекратится.

В целом нужно отметить, что в последние годы благодаря конструктивной позиции властей улучшился бизнес-климат в стране. Важно, чтобы разрабатываемые в этих целях нормативные акты применялись в соответствующем ключе и позволяли на практике снизить административное давление.

Источник: Российская газета